Персональный сайт воспитателя 
Килейниковой Светланы Геннадьевны
МКДОУ Детский сад "Белочка" №62
Красноярский край. Богучанский район. пос.Октябрьский
Пятница, 17.05.2024, 11:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Основные формы и методы развития речи детей во второй младшей группе

Консультация для воспитателей "Основные формы и методы развития речи детей во второй младшей группе"

                                                 Воспитатель: Килейникова Светлана Геннадьевна

Цель:   Познакомить воспитателей с опытом работы по развитию речи в свободной деятельности.

      Раскрыть многообразие методических приемов, помогающих сделать педагогическую работу более содержательной, многоплановой и эффективной; предоставить возможность на практике применить ряд дидактических упражнений.

      Представить вниманию выставку наглядных пособий (театры, иллюстрации, игры, картотеки и т. п.)

Ход консультации

  В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми является развитие речи, поддержание интереса к общению  у трехлетних болтушек и создание условий в развивающей среде, которые будят желание посмотреть, послушать, и проявить свое «Я».

В этом возрасте речедвигательный аппарат находится в стадии развития и формирования. Поэтому наша задача помогать и способствовать более целенаправленному развитию мышц губ, языка, мягкого неба, формированию силы выдоха, речевого дыхания.

Практические игры с воспитателями:

1. «Игра в хоккей» (с небольшой подгруппой детей). Цель: активизация мышц языка.

Описание: «Знаете, как играют в хоккей? Мы с вами и поиграем в хоккей. Только клюшкой у нас будет язычок, шайбой – фасоль, а полем – рот. Вот мы и будем шайбу (фасоль) гонять по полю (во рту) клюшкой (язычком). (Показ воспитателя). Ну, начинайте, а я буду наблюдать, кто быстрее гоняет шайбу». 

500

2. «Фокус»

Цель: активизация кончика языка, подготовка к произношению звука «ш».

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь прямо вверх; нижней челюстью не помогать.

3. «Слоники».

Цель: активизация мышц губ.

Описание: Показ иллюстраций: «Посмотрите, какой у слоника хоботок, а кто из вас может вытянуть губки хоботком (челюсти сжаты). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками (при вдохе). Набрали воды, а теперь «брызнем на себя водичкой», поднимите хоботок вверх (зубы сжаты, имитация выпускания воды).

4. «Улитка».

Цель: развитие речевого слуха, умение узнавать товарища по голосу.

Описание: водящему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

«Улитка, улиточка, высунь-ка рога,
Дам тебе я сахара, кусочек пирога,
Угадай, кто я?»

 

Чей голос узнала водящая, тот становится сам «улиткой».

5. «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ.

Описание: играют попарно. Каждый садится напротив птички, но продвигать птичку можно только лишь на одном выдохе. Дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «полетели» дети дуют. 

6. «Надуй игрушку».

Цель: развитие сильного плавного выдоха, активизация мышц губ.

Описание: раздаются хорошо вымытые небольшие надувные игрушки, их нужно надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая через рот в отверстие игрушки.

7. «Где вы были, что вы делали?»

Цель: развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности.        

  Описание: водящий отгадывает выполняемое движение.                               – Здравствуйте, дети!
Где вы были?  Что вы делали?

Хором: Где мы были? – мы не скажем,
А что делали?– покажем.

1) Лепить снежную бабу, потом греть озябшие руки (дышать на руки).
2) Раздувать угасающий костер (в кругу на корточках вокруг « костра» и дуют, набирая воздух через нос и медленно выдыхая через рот)
3) Пилить дрова в паре. Руки перекрещиваются и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, от себя– выдох, не спеша.
4) Рубить дрова, поднимая руки над головой – вдох, наклоняясь – выдох. 

8. «Волшебное зеркало»

Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание: Водящий подходит к одному и говорит:

– Ну-ка, зеркальце. Скажи!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит фразу, сопровождая ее какими– либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движения.

2. Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка.

Йосиро Цуцумиси утверждал, что кончики пальцев рук – второй головной мозг [1]  

Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» [2]. 

Поведение человека становится действительным только тогда, когда осознанное и указанное головным мозгом действие выполняется пальцами. Руки для немых служат средством выражения вместо языка, а для слепых – средством восприятия вместо глаз. Как рука чудесна! Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев рук приводят в гармоничные отношения тело и разум. Поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоши Токуиро создал методику оздоровления, воздействуя на руки. Ведь пальцы имеют большое количество рецепторов посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Так восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Китае широко применяют упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Что гораздо более эффективно, чем простое традиционное раздражение.

Такие занятия имеют оздоравливающее, тонизирующее влияние. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение. Улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, развивают координацию движений, силу, ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используют  упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

1. Круговые движения между ладонями (1–2 шт.) прижимая их с усилием.

2. Круговые движения на тыльной стороне руки, прижимая их ладонью другой руки. 3. Двумя орехами круговые движения в каждой ладони одновременно (правая – по часовой стрелке, левая против часовой). 

Устраняют недовольство, нервное раздражение, предотвращает старение мозга, а также способствует долголетию. Это наиболее популярные упражнения. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. 

        Талантом нашей народной педагогики созданы игры: « Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоровительное воздействие.    Однако даже простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Поэтому ручными движениями можно начать и закончить занятие. Движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь.                                                                    

      Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать ложку, чашку, карандаш, умываться, лепить.

Например, если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Каждое упражнение повторяется несколько раз 2– 3 раза в день. Приведем примеры некоторых игр:

1. а) Игры на сжимание и разжимание кулачков («Моя семья»)            «Разминка» Ты, утенок не пищи! Лучше маму поищи.

б) Игры на поочередное сгибание и разгибание по 1-му пальцу («Наш малыш», «Белка», «Встали пальчики», «На работу»). 

2. «Шалун» Маша наша варила кашу.
                      Кашу сварила, детей накормила:
                      Этому дала... (повторим несколько раз)
                      А этому не дала. Он много шалил,
                      Свою тарелочку разбил.

Описание: Указательный палец одной руки чертит круги на ладошке другой руки (первые 2 строчки). Потом сгибаем пальцы, приговаривая слова, а мизинчик слегка покачивать.

3. « Детки»  – Раз, два, три, четыре, пять!
                        Будем пальчики считать
                         Крепкие, дружные,
                         Все такие нужные.

Описание: поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинув пальцы. Поочередно считать пальчики, сжимая их в кулачок, начиная с большого пальчика.

4. «За работу»  Ну-ка, братцы, за работу.
                            Покажи свою охоту.
                            Большаку дрова рубить,

                            Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем вместе песни петь,
Песни петь, да плясать,
Наших деток забавлять.

   Описание: поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца, а на слова «Песни петь…», энергично шевелить ими.

в) Игры на движения кисти: «Погладим котенка», «Бабочка», «Птички», «Веселые маляры» и др.

5. «Кисточка».   Мягкой кисточкой покрашу
                            Стульчик, стол и куклу Машу.

Описание: соединяем все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево (пальцы раздвигать) и наоборот (мягко соединять подушечки пальцев).

г) Игры на движения рук и имитацию: «Качели», «Коготочки», «Очки», «Стульчик», «Домик».

6. «Веер»  Солнце светит очень ярко,
                   И ребятам стало жарко.
                   Достаем красивый веер,
                   Пусть прохладою повеет.

Описание: пальцы рук выпрямленные соединены друг с другом. Руки от локтя расслабить, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

7. «Пальчики здороваются» Я здороваюсь везде
                                                    Дома и на улице.
                                                    Даже «Здравствуй!» говорю
                                                    Я соседской курице.

   Описание: кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться пальцев этой же руки.

8. «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое!
                               Здравствуй, небо голубое!
                               Здравствуй вольный ветерок
                               Здравствуй маленький дубок!
                               Всех я вас приветствую!

   Описание: пальцами правой руки и (наоборот) «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.

е) Игры на развитие координации пальцев: «Коза рогатая», «Комарик», «Оса», «Большой палец», «Кольцо», «Крючочки».             

 9. «Жук»  Я веселый Майский жук,
                 Знаю все сады вокруг.
                  Над лужайками кружу
                  И зовут меня Жу-Жу …

Описание: сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».

10. «Вертолет».  Быстро лопасти крути!
                              Вертолет лети, лети.

Описание: пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) в положении плетеной корзиночки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (Это хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

ж) Игры с передвижением пальчиков по столу.

11. «Человек»

Топ-топ, топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.

Описание: указательный и средний пальцы правой (левой) руки «ходят» по столу.

12. «Дождик» Дождик, дождик, полно лить,
                         Малых детушек мочить.

Описание: подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

13. «Улиточка» У улитки, крошки, подрастают рожки.
                            Научу ее ходить, если будут ножки.

Описание: пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед медленно «улитка» шевелит «усиками».

14. «Черепашка»  Ножка, ножка, поскорей
                                Двигай домик мой сильней.

Описание: подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им весь «домик» средним, безымянным пальцем и мизинцем.

з) Игры на придание пальчикам округлой формы («цветок»)

15. «Шарик»   Надувайся шарик больше!
                         Лучше щечки раздувай!
                         Поиграй ты с нами дольше:
                         Катись, прыгай и летай!

Описание: кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу ладошками. Образовать маленький, а затем большой «шарик».

16. «Птенчики в гнезде»  Улетела птица – мать
                                             Малышам жучков искать.
                                             Ждут малютки – птицы
                                             Мамины гостинцы.

Описание: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо» Шевелить пальцами правой руки: создается впечатление живых птенцов в гнезде.

  Хочется еще раз обратить на роль разнообразной предметной деятельности на развитие мелкой моторики:

а) застегивание и расстегивание пуговиц;
б) шнурование ботинок;
в) шнуровка на специальных рамках;
г) нанизывание колец на тесьму;
д) игры с мозаикой;
е) сортировка мозаики по ячейкам;
ж) игры с конструкторами;
з) перебирание круп, зерен (например, фасоль и горох).

Во 2-й перед воспитателями стоит задача интенсивно обогащать речь детей путем восприятия речи и рассказов взрослых.

           Эти рассказы самые разнообразные:

1) Рассказы о предстоящих событиях. Их главная цель создать ситуацию предвкушения радости завтрашнего дня.

2) Рассказы о прошедшем дне – шаговая констатация того, что уже произошло. Эти рассказы влекут за собой отсроченное переживание событий, доставивших детям приятное или огорчивших их.

3) Рассказы о детях помогают ребенку услышать, что-то приятное в свой адрес в присутствии всех детей, так реализуется потребность ребенка почувствовать себя значимым, компетентным.

4)Рассказы о взрослых, о животных.

5) Рассказы о приключениях игрушек (мини  – инсценировки), литературных героях.

4. Другой ключевой задачей развития речи является развитие диалогической речи.

а) Эту задачу, прежде всего, решаем в индивидуальных разговорах с ребенком, а их эффективность напрямую связана с характером наших отношений с ребенком, от уровня его привязанности и доверия к нам. В течение дня нужно найти время для каждого ребенка, чтобы побеседовать с ним.  Для этого необходимо знать интересы детей.

б) Другим средством диалогической речи, являются стихи –  диалоги (такие, как «Кисонька – мурысонька»).

в) А также ролевые диалоги, где дети слышат не только формулы речевого этикета, но и учатся высказывать свои мысли, привлекая опыт ролевых отношений, который дети осваивают в сюжетно  – ролевых играх.

Вызывают у детей интерес и проблемные ситуации игрушек. Сюжетные картинки – ценнейший материал для активизации речи детей. Это может быть не только отдельная картинка, но и небольшая серия, в которой действия могут «разворачиваться», а могут и касаться одних и тех же героев, попадающих в различные сюжеты.

  Помимо картин, иллюстраций, картинок широко применяем ежедневное рассматривание книжных иллюстрации.

5. Сформировать грамотную речь у детей помогает и приобщение к книге, которая представляет богатейший материал нашей русской культуры и национальных традиций.

       Дети ежедневно слушают сказки, рассказы, стихи. Привлекают их и скороговорки, произносимые воспитателем, и считалки, сочетающихся с ритмом жестов. Дети с огромной радостью принимают участие в разных играх начиная с речевых, дидактических, настольных и заканчивая подвижными играми.

6. Развивать речь детей помогает и связь с другими видами деятельности, которые помогают научить детей использовать речь для объяснения условий, принятия решений, выхода из различных ситуаций, анализа полученных результатов.

      

Это лишь обзорный экскурс в методы и формы работы, проводимые с детьми в группе, которые помогают организовать пребывание детей в группе в более комфортных условиях, повышают мотивацию ребенка к посещению любимой группы ДОУ.

Список литературы

  1. Йосиро Цуцумиси. Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. – М., 1991.
  2. Кант И. Собрание сочинений. – М., 1994.
  3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.

Фотографии детей размещены с разрешения  родителей.

Категория: Мои статьи | Добавил: milllllaa22 (01.02.2017) | Автор: Килейникова Светлана Геннадьевна E
Просмотров: 443 | Теги: речевого дыхания, «Сорока-белобока», развитие речи, Коза рогатая, « Ладушки», игры с детьми, Пальчиковая гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar